Виноваты геймеры: почему id Software включила в DOOM Eternal античит от Denuvo — мнение

Мнение колумниста может не совпадать с мнением редакции. А может и совпадать.

В борьбе геймеров с античит-защитой Denuvo победу одержали игроки. Не так давно компания-разработчик DOOM Eternal объявила, что уберет опальный софт из своего боевика. Казалось бы, вот оно торжество справедливости: мы пожаловались — и нас услышали. Нечестные геймеры тоже потирают ручки: вот сейчас-то мы им зададим! На самом деле все не так радужно, как может показаться на первый взгляд. Подробности — в нашем материале.

Для начала давайте освежим в памяти все подробности памятного скандала. Началось все в середине мая — 15 числа покупатели PC-версии свеженькой DOOM Eternal внезапно обнаружили, что вместе со свежим обновлением игры в их системе поселился софт под названием Denuvo Anti-chit. Увлеченные геймеры в этот момент должны заерзать на стульях, ведь название Denuvo уже успело принести немало боли и страдания не только поклонникам пиратской продукции — на одноименную систему защиты жаловались и вполне честные геймеры, готовые отдавать свои кровные за понравившуюся игру.

Но то защита от нелегального копирования — в ее задачи как раз входит создавать всяческие неудобства для флибустьеров, приснопамятная Star Force соврать не даст. Но чем могло не угодить античитерское ПО? Все до обидного просто: драйвер Denuvo создавал в реестре специальный раздел, который многие антивирусы воспринимали как вредоносное ПО. В результате возникали всевозможные проблемы — вплоть до снижения производительности DOOM Eternal. И это мы еще молчим про то, что Anti-chit активировался даже при попытке зайти в одиночную кампанию, хотя создавался, как несложно догадаться, для того, чтобы надавать по шапкам любителям стрелять сквозь стены в мультиплеере.

Разумеется, поднялся хай. Владельцы PC-версии новой DOOM в буквальном смысле обвалили рейтинг игры на Metacritic и Steam и тем самым заставили разработчиков обратить внимание на проблему. Те обратили, покумекали и выпустили официальное заявление: Denuvo уберем в ближайшей заплатке, не переживайте, все придет в норму. Казалось бы, happy end, но — нет. В том же заявлении сотрудники id Software пояснили, что несчастный Anti-chit в технических проблемах не виноват и что, возможно, подобная защита рано или поздно будет снова добавлена — вполне вероятно, после того как в Eternal появятся рейтинговые матчи.

Глобально из этой истории можно сделать два далеко идущих вывода. Во-первых, авторы блокбастеров действительно готовы прислушиваться к мнению комьюнити и исправлять допущенные ошибки. Во-вторых, проблема с читерами на PC стоит столь остро, что разработчики готовы идти на риск и добавлять в игру ПО, которое, очевидно, способно вызвать бурю негодования среди покупателей, которые, как известно, ужас как щепетильны до всевозможных леворезьбовых программ, устанавливаемых в систему помимо их собственной воли.

Интересно и то, что сама необходимость использования решения от Denuvo, по словам разработчиков DOOM Eternal, была продиктована запросом все того же комьюнити. В частности, покупатели PC-версии DOOM (2016) немало слез выплакали о том, что id Software слишком поздно добавила в релиз хоть какую-то защиту от маргиналов, использующих нелегальное ПО для получения преимуществ в мультиплеере. В общем, замкнутый круг: ситуация требовала, мы добавили, но нарвались на крайне негативную реакцию. Можно ли было использовать более «лайтовую» защиту? Вполне вероятно, но, по словам авторов, наиболее эффективный метод борьбы с читерами — это использовать для «слежки» уровень драйвера операционной системы. Дескать, только с его помощью можно наиболее эффективно отсекать любителей читов.

Во всей этой истории за кадром остаются истинные причины применения Denuvo Anti-chit, коих, как нам видится, можно насчитать целых три. Первая причина кроется в самих геймерах. Так уж повелось, что PC-комьюнити наиболее лояльно относится ко всевозможным модификациям исходного продукта. Не секрет, что одним из аргументов в споре «PC или консоли» испокон веку выступают так называемые моды — небольшие улучшения, не предусмотренные видеоигрой по умолчанию. Какие-то из них добавляют в очередную часть Grand Theft Auto русские машины и не менее русский рэпчик. Другие переносят место действия боевика про недалекое будущее на поля сражений Второй мировой войны.

Казалось бы, какая тут связь? Модификации ведь не предоставляют видимых преимуществ для их обладателей — для этого есть трейнеры. А дело все в психологии. У PC-геймеров на подкорке зашито, что чужой проект можно допиливать напильником, скачивать трейнеры, ставить левые патчи и обновления. В свою очередь, читы ничем кардинально от типичного трейнера и не отличаются — они точно так же предоставляют преимущество человеку, который их использует. Просто преимущества эти касаются мультиплеера и ущемляют интересы других людей. Разумеется, стрельба сквозь стены и сеансы кратковременного ясновидения — однозначное зло, однако зло это продиктовано самим духом платформы.

Вседозволенность PC, по сути, формирует особый тип геймерского мышления: когда что-то нельзя, но если очень захотеть и не спалиться, то можно. В этом смысле читеры неистребимы: забанишь одного — еще два десятка вылезут. Просто потому, что комьюнити лояльно относится к самому факту, что кто-то кривыми руками залез в чужую интеллектуальную собственность. Полагаю, все понимают, что бороться с «читаками» на уровне геймеров просто бесполезно. Занятие это по эффективности равно пальбе по воробьям из пушки. Кого-то подстрелишь, но не факт.

Вторая причина на самом деле вытекает прямиком из первой. Засилье читеров — это еще и вина самой платформы. Персональный компьютер обладает рядом действительно важных преимуществ перед другими игровыми устройствами, однако в главном им все же проигрывает. Речь идет о закрытости платформы. У PC просто нет владельца, что приводит к очевидному результату: раз нет владельца, то и анархия расцветает пышными бутонами. Читы — это как раз следствие вседозволенности.

Просто для сравнения: на консолях нет проблемы с читерами. Вообще. Совсем. Даже во времена взлома PlayStation 3 и Xbox 360 пиратское ПО и всевозможные homebrew не приводили к наплыву читеров на серверы популярных многопользовательских игр. Причина понятна: Sony и Microsoft внимательно следили за тем, что происходит с их системами и не позволили бы случиться локальному армагеддону. Ну и сама культура консольного гейминга значительно отличается от своего PC-собрата — например, владельцы японских и американских систем в целом прохладно относятся ко всевозможным модификациям.

Можно ли на этом уровне поставить крест на читерах? Теоретически — да. Только для этого необходимо, что PC как платформу монополизировала Microsoft, Valve или Epic Games. То есть чтобы у PC появился настоящих хозяин или сообщество хозяев, работающих в тандеме. Следствием этому станет закрытая архитектура и монополия на продажу готового железа. Сами понимаете, никто на это не пойдет — велики риски вообще все потерять.

Наконец, третья причина заключается в самих видеоиграх. Еще лет пятнадцать назад никто не делал серьезную ставку на мультиплеер. Основой большей части видеоигр была одиночная кампания. Сетевой режим же если и присутствовал, то в качестве необязательного довеска. Да-да, в те годы даже Call of Duty представляли, в первую очередь, как игру для синглплеера. Разумеется, исключения тоже находились — всяческие Quake 3, Counter-Strike 1.6, разные версии Unreal Tournament и т.д. создавались изначально под мультиплеер, однако серьезно общую картину не меняли — так, статистическая погрешность, не более.

Сегодня мы живем в век слияния онлайн и оффлайн контента. Все чаще мультиплеер становится ОСНОВОЙ видеоигр, а традиционные сюжетные кампании отходят на второй план. В свою очередь, разработчики вкладывают много сил и колоссальное количество денег в поддержку и развитие сетевых проектов. Вокруг мультиплеера строится система монетизации. И если в случае с консолями проблем нет, то вот на PC читеры способны испортить всю малину не только игрокам, но и разработчикам.

Во-первых, засилье мошенников на серверах — это огромный репутационный удар по проекту, который изначально мыслился онлайновым. Кто станет покупать условный экшен от первого лица, если на его серверах каждый второй пользуется нелегальным ПО? Вот то-то и оно. Наконец — и об этом почему-то крайне мало говорят — использование такого ПО в теории способно обрушить всю экономическую систему. Просто представьте себе, что авторы карпели над системой прогресса. Допустим, классической: достигаем нужного уровня в боях, получаем звания, апгрейды и прочие плюшки. И тут такой «красаУчег» появляется, стреляющий сквозь стены и парящий над ареной, аки ястреб. И который за счет использования ПО достигает нужного уровня в десять раз быстрее других. А ведь издателям еще и лутбоксы продавать…

Именно потому и возникла острая потребность в Denuvo Anti-chit и ее аналогах. Современные видеоигры давным-давно шагнули на новый уровень, чего нельзя сказать о мышлении тех, кто покупает нелегальный софт. Авторы и рады бы от защиты отказаться, да только все это приводит к анархии на серверах. А кому это надо? Правильно — никому. И истребить это явление можно только «приватизировав» платформу и перевоспитав геймеров, которые в конечном счете и виноваты в самом факте существование античитерских систем. Именно потому не стоит радостно выдыхать, прочтя новость о «падении Denuvo под натиском геймеров». Систему или ее аналог обязательно вернут в DOOM Eternal — это лишь вопрос времени.

***

В конечном счете избавиться от всех этих проблем можно лишь одним способом — перейдя в стан консольных геймеров. Многие из вас готовы это сделать? Полагаем, вопрос риторический. А что вы думаете по поводу всей этой истории? Поделитесь своим мнением в комментариях к этому материалу.

Евгений Васильев, специально для VGTimes.

  • Bethesda сдалась: из Doom Eternal удалят скандальный античит Denuvo
  • Doom Eternal получила 2100 негативных отзывов за 2 дня. Виной тому Denuvo
  • Denuvo выпустила античит для Doom Eternal. Антивирусы расценивают его как троян

Источник: vgtimes.ru