Атомный ледокол сможет круглогодично проводить коммерческие суда по Северному морскому пути даже при самых суровых погодных условиях

Судостроительный комплекс «Звезда» приступил к строительству головного атомного ледокола для ФГУП «Атомфлот». Проекту атомоходов нового поколения дали название «Лидер», и этот проект — беспрецедентное достижение не только в современной России, но и в мире, сообщает ИА DEITA.RU.

Сейчас на судоверфи уже стартовали работы по резке деталей для корпуса будущего судна. Флагман проекта получил имя «Россия». Как отмечают эксперты, суда «Лидер» будут действительно уникальными – проекты такого масштаба еще не строил никто и никогда в мире. Эти суда станут основой российского ледокольного флота нового поколения.

Аналогов «Лидеру» действительно нет в мире. Его длина составит 210 метров, ширина — 47 метров, осадка — 13 метров. 

Работать судно будет на двух атомных реакторах типа РИТМ-400, его также оснастят четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Мощность ледокола составит рекордные 120 МВт – это позволит атомоходу преодолевать льды толщиной более 4 метров со скоростью 2 узла. При этом, если толщина льда не будет превышать 2 метров, то скорость ледокола составит 12 узлов.

Уникальный атомоход станет самым мощным в истории мирового судостроения. Так, предусмотрена возможность ледокола прокладывать канал во льдах шириной около 50 метров. Это позволит круглогодично проводить по Северному морскому пути крупнотоннажные суда от 50 тысяч тонн и газовозы класса Arc7 шириной корпуса 50 метров.

Уникальность проекта можно оценить, сравнив всего две цифры. Мощность новых ледоколов составит 120 МВт. До момента спуска их на воду проводку коммерческих судов по СМП обеспечивают ледоколы максимальной мощностью до 60 МВТ.
По словам научного руководителя инженерной школы ДВФУ Александра Беккера, «Лидер» — единственный проект такого масштаба. 

«Например, существующие сейчас самые крупные ледоколы проходят лед толщиной 1 — 1,2 метра максимум – с «коммерческой» скоростью. А этот ледокол в 2 раза мощнее – у него две установки, и он может пробить лед до 2 метров – с той же «коммерческой» скоростью и до 4 метров – на малой скорости. То есть, он может спокойно проходить по севморпути в любых условиях. Смысл его вот в чем: устойчивая навигация по Северному морскому пути для освоения ресурса. У него и ширина больше, чем у других ледоколов – он будет проводить канал в 50 метров. И практически все существующие суда смогут за ним в этом канале проходить. Он уникален своей мощностью», — отметил Александр Беккер.

Для строительства судов такого класса, не имеющих аналогов в мире, было необходимо самое современное оборудование и новейшая судоверфь. Поэтому Судостроительный комплекс «Звезда» стал единственным исполнителем контракта по строительству новых атомоходов. А больше никто с такой задачей и не справился, отмечают эксперты. 

В июле на ССК «Звезда» провели уникальную операцию по установке водонепроницаемого затвора на крупнейшем в мире сухом доке. Такое в истории России произошло впервые. Высота конструкции — 12 меров, длина – 114 метров. 

Сам док размерами  485х114х15 метров – ключевой этап второй очереди строительства судоверфи.

На доке установлен самый большой в мире кран «Голиаф» грузоподъёмностью 1200 тонн, смонтировано не имеющее аналогов в России насосное оборудование. Оно позволит без каких-либо ограничений по тоннажу и спусковому весу строить большинство типов судов, уже существующих и тех, которые еще в перспективе. И именно там, в этом сухом доке будут строить «Лидер».

«Все характеристики атомохода в связи с большой мощностью не позволили бы строить его на других доках. Старые доки, которые есть у нас в европейской части страны, недостаточно хорошо оснащены: из-за веса ледокола нагрузки на днище дока будут колоссальные, поэтому самое подходящее место для строительства «Лидера» — ССК «Зведа». Там учли все необходимые параметры», — объясняет Александр Беккер.

Ранее ледоколы такого типа не строили, по словам научного руковолителя инженерной школы ДВФУ, еще по одной причине – старых атомоходов хватало для экспедиций, не стояло цели круглогодичного присутствия в Арктике. Теперь же, когда правительство нацелено на активное развитие региона, без ледокола класса «Лидер» на Северном морском пути не обойтись.

«Грузооборот на Северном морском пути будет постепенно расти до 80 млн тонн. И сейчас мы достигли только 18 млн тонн. Северный морской путь – это кратчайший путь из юго-восточной Азии в европейскую Атлантику. Это в два раза быстрее, через путь через Средиземное море. Это огромная экономия, транспортные расходы резко падают. Если мы освоим путь первыми, то ресурсы будут у нас. И потоки грузов из Азии в Европу огромны — такой ледокол нам нужен обязательно», — резюмировал Беккер.

По словам директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, проект «Лидер» вмещает в себя несколько задач. Россия — лидер по ядерным технологиям в  гражданской сфере. И великое наследие СССР необходимо поддерживать — поэтому проект выходит далеко за рамки СМП. 

«Если не развиваются технологии — первый становится последними», — отмечает эксперт. — Строительство «Лидера» — нетривиальная задача, и ССК «Звезда» имеет весь необходимый инструментарий и техническое оснащение для реализации проекта. Ядерные установки необходимо поместить на ледокол, и технически это очень сложно. В реализации задействованы сотни предприятий — и это локомотив, который  даст загрузку не только атомной отрасли, но смежным сферам. Роль СМП как артерии в связи с глобальным потеплением возрастает: добыча углеводородов, иные сферы, от биологических до стратегических, будут завязаны на нем. Для того, чтобы удерживать лидерство, надо иметь инструментарий, и ледокольный флот — ключевой элемент системы», — заявил Руслан Пухов.

Такое развитие атомного ледокольного флота укладывается в планы российского правительства довести грузопоток по Северному морскому пути до 80 миллионов тонн и выше. Выполнение таких задач в разы увеличит вклад Арктики в нефтегазовый сектор страны.

По словам замглавы Минвостокразвития Александра Крутикова, Россия вполне реально может довести показатель добычи газа до 90% общего объема и 25% всей добычи нефти.

«Арктика обеспечит России место одного из лидеров на мировом рынке СПГ, производя до 120 млн тонн СПГ в год. 

В российской Арктике в ближайшие 15 лет появится и будет активно развиваться новая отрасль экономики — нефтегазохимия. Все это приведет к увеличению загрузки Севморпути до 160 млн тонн в год, то есть в 8 раз выше цифры 2018 года», – заявил Крутиков, добавив, что в ближайшее десятилетие объем грузоперевозок по СМП будет практически полностью формироваться за счет российских грузоотправителей.
Отметим, в планах ССК «Звезда» и ФГУП «Атомфлот» построить три атомных ледокола типа «Лидер». Первый, головной, атомоход, спустят на воду в 2027 году.

Напомним, судостроительный комплекс «Звезда» создается Консорциумом во главе с ПАО «НК «Роснефть» по поручению Президента России Владимира Путина. На сегодняшний день портфель заказов судоверфи насчитывает свыше 40 судов, с учетом опционов – 59 судов. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов. В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.

Источник: deita.ru