«Звезда» спустила со стапеля свое первое многофункциональное судно снабжения «Катерина Великая»

16 декабря самая современная верфь России спустила со стапеля первое многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса. МСС, получивший имя «Катерина Великая», был построен с нуля, и этот проект — один из самых сложных и интересных, с которыми пришлось работать отечественному судостроению,  сообщает DEITA.RU.

Новое многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса вскоре пополнит ряды «Роснефтефлота». Уникальное  судно строится на Судостроительном комплексе «Звезда» в приморском городе Большой Камень.

Строительство многофункциональных судов снабжения началось в 2017 году, в церемонии закладки четырех судов принял участие Президент России Владимир Путин. Это самые первые заказы ССК «Звезда», и вот спустя два года первое судно серии готово к спуску на воду.

Снабженец длиной 106 метров и шириной 22 метра имеет усиленный ледовый класс, судно проекта IBSV 10022 AH может эксплуатироваться в особо тяжелых условиях, двигаться в сплошных льдах толщиной 1,5 метра. Дедвейт судна – почти 5 тысяч тонн, при максимальной ледовой осадке 3500 тонн. Развивает скорость до 15,5 узлов, численность экипажа – 49 человек.

Судно построено на ССК «Звезда» с нуля, и этот процесс был очень сложным и трудоемким. Более чем 100 тысяч деталей из огромных листов стали раскроили плазменные резаки в блоке корпусных производств. Гидравлические прессы гнули конструкции по шаблонам с такой точностью, что отклонения составляли не больше десятой доли миллиметра. Сварка деталей корпуса велась на современном высокотехнологичном оборудовании, результат — идеальные швы, устойчивые к коррозии и окислению. Так будущее судно обретало формы. На каркас постепенно наваривались киль, шпангоуты, продольные стрингеры, трюмные и палубные пиллерсы, формировались носовые и кормовые оконечности. Каждый этап проходил операционный контроль с использованием технологий бесконтактных измерений и 3D моделирования.

Гигантскому конструктору – гигантские инструменты. Корпус судна собрали на тяжёлом открытом достроечном стапеле, площадь которого – только представить —  равна Красной площади. Основные работы по формированию корпуса первого многофункционального судна снабжения усиленного ледового класса завершили этой осенью.

Как рассказал главный строитель ССК «Звезда» Максим Плугин, сложность состояла не только в том, что это был первый заказ молодой верфи, но и в особом ледовом классе судна. Снабженцы в стране выпускают, но с такими возможностями, пожалуй, впервые.

«Он как мини-ледокол, сможет проходить во льдах толщиной 1,5 метра. Судно и так непростое по конструкции и обязанностям, еще и усиленный ледовый класс накладывает свои обязательства – у него повышенные требования к прочности, свои особенности, как по металлу, так и по корпусу. Головной проект в процессе своего рождения претерпевал очень много доработок и изменений. Это очень непростой заказ, и такая гордость берет, что завод может реализовать такой проект», — отметил Максим Плугин.

«По «насыщенности» — сложности конструкции — судам снабжения дают девять баллов из десяти. И каждый этап его строительства был в новинку: в первый раз погрузка главных двигателей, применение долговечного балластного стеклопластикового трубопровода, который будет служить подспорьем этому судну, в новинку монтаж электрических винто-рулевых колонок, это новые технологические подходы, интересная и сложная работа», — подчеркнул Максим Плугин.

Винто-рулевые колонки электрического типа – особая гордость судна, и вот почему: до недавних пор их выпускала только одна компания в мире, в России наладить проектирование и выпуск удалось благодаря совместному проекту «Роснефти» и компании General Electric. Одно из дочерних предприятий – специализированный завод по производству винто-рулевых колонок «Сапфир» – открыли в Большом Камне, в рамках локализации производства судового оборудования.

ВРК — ключевой элемент системы электродвижения судна, колонка электрического типа — более простая и надёжная конструкция по сравнению с механикой, кроме того, она позволяет значительно увеличить мощность и маневренность судна.  Благодаря ей судно может вращаться вокруг своей оси на 360 градусов, двигаться в любом направлении, не требует сопровождения для швартовки в порту, рассказал генеральный директор завода ВРК «Сапфир» Александр Сорокин.

«Винто-рулевая колонка для первого МСС прошла испытания оборудованием, идентичным штатному, на специальном стенде, что дает уверенность в том, что на судне все будет работать, как надо. Полный цикл испытаний, швартовых и ходовых, начнется после спуска судна на воду», — дополнил он.

ВРК электрического типа будут использоваться на многих судах, выпускаемых ССК «Звезда». Это musthave как для многофункциональных судов снабжения, так и для газовозов и танкеров для Севморпути.

«Роснефть» в сотрудничестве с компанией General Electric выступила не только в разработчиком и производителем этого оборудования, но и использует его на своих судах, что позволит продемонстрировать мировому рынку его работу, что, безусловно, открывает серьезные перспективы для отечественного судостроения. Это оборудование и технологии мирового уровня», — подчеркнул Александр Сорокин. 

Первые две установили на МСС «Катерина Великая». По словам главного корабела «Звезды», спуску снабженца предшествовало формирование корпуса в установленные геометрические характеристики, были сформированы нижние и верхние ярусы, надстройка, одновременно строители работали над центровкой главных дизель-генераторов судна. Когда все блоки встали на свои места, судно было спущено со стапеля на плавучий транспортно-передаточный док «Вымпел».

Этот этап важен как для завода, так и для судна. Для «Звезды», потому что самое драгоценное время здесь – это время стапельного расписания, очень много заказов: «Стапель загружен, как Океанский проспект». Для судна, потому что это первое касание среды, в которой оно будет жить всю свою жизнь. 

 «Судно рождено, чтобы работать в море. Как ребенок делает первый глоток воздуха, так и судно впервые касается той среды, в которой будет жить, и это очень важная веха в строительстве для корабелов», — отметил Максим Плугин.

После спуска МСС на воду начнется очередной этап – достройка, и из оформленного куска металла он превратится в судно, которое будет выполнять свои обязанности.

«Крупногабаритное оборудование на судно уже установлено, но как вены обвязывают органы человека, так и все его нужно соединить, наполнить жидкостями, подать питание, и тогда судно оживет», — добавил он.

Новый снабженец, несмотря на скромные гарабиты — 106 метров, сможет выполнять функции очень многих судов. МСС спроектированы для неограниченного района плавания и предназначены для выполнения множества различных операций, таких как перевозка грузов, ледокольные и спасательные операции, контроль ледовой обстановки, сопровождение,  борьба с внешними пожарами, буксировка различных крупных объектов и т.д.

После ходовых испытаний всех систем на борту поднимут флаг и торжественно передадут судно заказчику. Сделать это планируется уже в следующем году.

Источник: deita.ru