16 декабря самая современная верфь России спустила со стапеля первое многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса. МСС, получивший имя «Катерина Великая», был построен с нуля, и этот проект — один из самых сложных и интересных, с которыми пришлось работать отечественному судостроению,  сообщает DEITA.RU.

Новое многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса вскоре пополнит ряды «Роснефтефлота». Уникальное  судно строится на Судостроительном комплексе «Звезда» в приморском городе Большой Камень.

Строительство многофункциональных судов снабжения началось в 2017 году, в церемонии закладки четырех судов принял участие Президент России Владимир Путин. Это самые первые заказы ССК «Звезда», и вот спустя два года первое судно серии готово к спуску на воду.

Снабженец длиной 106 метров и шириной 22 метра имеет усиленный ледовый класс, судно проекта IBSV 10022 AH может эксплуатироваться в особо тяжелых условиях, двигаться в сплошных льдах толщиной 1,5 метра. Дедвейт судна – почти 5 тысяч тонн, при максимальной ледовой осадке 3500 тонн. Развивает скорость до 15,5 узлов, численность экипажа – 49 человек.

Судно построено на ССК «Звезда» с нуля, и этот процесс был очень сложным и трудоемким. Более чем 100 тысяч деталей из огромных листов стали раскроили плазменные резаки в блоке корпусных производств. Гидравлические прессы гнули конструкции по шаблонам с такой точностью, что отклонения составляли не больше десятой доли миллиметра. Сварка деталей корпуса велась на современном высокотехнологичном оборудовании, результат — идеальные швы, устойчивые к коррозии и окислению. Так будущее судно обретало формы. На каркас постепенно наваривались киль, шпангоуты, продольные стрингеры, трюмные и палубные пиллерсы, формировались носовые и кормовые оконечности. Каждый этап проходил операционный контроль с использованием технологий бесконтактных измерений и 3D моделирования.

Гигантскому конструктору – гигантские инструменты. Корпус судна собрали на тяжёлом открытом достроечном стапеле, площадь которого – только представить —  равна Красной площади. Основные работы по формированию корпуса первого многофункционального судна снабжения усиленного ледового класса завершили этой осенью.

Как рассказал главный строитель ССК «Звезда» Максим Плугин, сложность состояла не только в том, что это был первый заказ молодой верфи, но и в особом ледовом классе судна. Снабженцы в стране выпускают, но с такими возможностями, пожалуй, впервые.

«Он как мини-ледокол, сможет проходить во льдах толщиной 1,5 метра. Судно и так непростое по конструкции и обязанностям, еще и усиленный ледовый класс накладывает свои обязательства – у него повышенные требования к прочности, свои особенности, как по металлу, так и по корпусу. Головной проект в процессе своего рождения претерпевал очень много доработок и изменений. Это очень непростой заказ, и такая гордость берет, что завод может реализовать такой проект», — отметил Максим Плугин.

«По «насыщенности» — сложности конструкции — судам снабжения дают девять баллов из десяти. И каждый этап его строительства был в новинку: в первый раз погрузка главных двигателей, применение долговечного балластного стеклопластикового трубопровода, который будет служить подспорьем этому судну, в новинку монтаж электрических винто-рулевых колонок, это новые технологические подходы, интересная и сложная работа», — подчеркнул Максим Плугин.

Винто-рулевые колонки электрического типа – особая гордость судна, и вот почему: до недавних пор их выпускала только одна компания в мире, в России наладить проектирование и выпуск удалось благодаря совместному проекту «Роснефти» и компании General Electric. Одно из дочерних предприятий – специализированный завод по производству винто-рулевых колонок «Сапфир» – открыли в Большом Камне, в рамках локализации производства судового оборудования.

ВРК — ключевой элемент системы электродвижения судна, колонка электрического типа — более простая и надёжная конструкция по сравнению с механикой, кроме того, она позволяет значительно увеличить мощность и маневренность судна.  Благодаря ей судно может вращаться вокруг своей оси на 360 градусов, двигаться в любом направлении, не требует сопровождения для швартовки в порту, рассказал генеральный директор завода ВРК «Сапфир» Александр Сорокин.

«Винто-рулевая колонка для первого МСС прошла испытания оборудованием, идентичным штатному, на специальном стенде, что дает уверенность в том, что на судне все будет работать, как надо. Полный цикл испытаний, швартовых и ходовых, начнется после спуска судна на воду», — дополнил он.

ВРК электрического типа будут использоваться на многих судах, выпускаемых ССК «Звезда». Это musthave как для многофункциональных судов снабжения, так и для газовозов и танкеров для Севморпути.

«Роснефть» в сотрудничестве с компанией General Electric выступила не только в разработчиком и производителем этого оборудования, но и использует его на своих судах, что позволит продемонстрировать мировому рынку его работу, что, безусловно, открывает серьезные перспективы для отечественного судостроения. Это оборудование и технологии мирового уровня», — подчеркнул Александр Сорокин. 

Первые две установили на МСС «Катерина Великая». По словам главного корабела «Звезды», спуску снабженца предшествовало формирование корпуса в установленные геометрические характеристики, были сформированы нижние и верхние ярусы, надстройка, одновременно строители работали над центровкой главных дизель-генераторов судна. Когда все блоки встали на свои места, судно было спущено со стапеля на плавучий транспортно-передаточный док «Вымпел».

Этот этап важен как для завода, так и для судна. Для «Звезды», потому что самое драгоценное время здесь – это время стапельного расписания, очень много заказов: «Стапель загружен, как Океанский проспект». Для судна, потому что это первое касание среды, в которой оно будет жить всю свою жизнь. 

 «Судно рождено, чтобы работать в море. Как ребенок делает первый глоток воздуха, так и судно впервые касается той среды, в которой будет жить, и это очень важная веха в строительстве для корабелов», — отметил Максим Плугин.

После спуска МСС на воду начнется очередной этап – достройка, и из оформленного куска металла он превратится в судно, которое будет выполнять свои обязанности.

«Крупногабаритное оборудование на судно уже установлено, но как вены обвязывают органы человека, так и все его нужно соединить, наполнить жидкостями, подать питание, и тогда судно оживет», — добавил он.

Новый снабженец, несмотря на скромные гарабиты — 106 метров, сможет выполнять функции очень многих судов. МСС спроектированы для неограниченного района плавания и предназначены для выполнения множества различных операций, таких как перевозка грузов, ледокольные и спасательные операции, контроль ледовой обстановки, сопровождение,  борьба с внешними пожарами, буксировка различных крупных объектов и т.д.

После ходовых испытаний всех систем на борту поднимут флаг и торжественно передадут судно заказчику. Сделать это планируется уже в следующем году.

Источник: deita.ru