На СевМорПуть, на Камчатку, как на его восточные ворота, все большее обращают внимание

Владимир Путин поставил задачу сделать Северный морской путь «по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией» с объёмом перевозок к 2025 году в 80 миллионов тонн

Контейнеровоз «Maersk Line» – «Venta Maersk», принадлежащий датской компании, специализирующейся на морских грузовых перевозках и обслуживании портов, в конце августа, благодаря стараниям средств массовой информации и позиции судовладельца, стал самым известным контейнеровозом в мире.

Ничем особенным он до сего момента не выделялся. Команда обыкновенная.  Грузоподъёмность средняя. Судно способно перевозить 3,6 тысячи TEU, но вот маршрут на этот раз «Venta Maersk» достался нестандартный. Оно в 186 рефрижераторных контейнерах везет из Владивостока доставленную в Приморье рыбу, добытую на Камчатке. Такая вот многоходовая логистическая схема. Как говорится в сообщении, тестовый «проект реализован компанией «Maersk» совместно с ООО «Камчатка Лайнс», группой «Норебо» и ООО «Терминал «Сероглазка».

 Морепродукты по СМП из Петропавловска-Камчатского в порты европейской части России перевозились уже неоднократно и успешно. Поэтому удивляет, для какой цели потребовалось камчатскую рыбу вначале за 1212 морских миль отправлять на юг, во Владивосток, а потом обратно, мимо Петропавловска везти к чукотскому поселку Проведения, где официально начинается трасса Северного морского пути. Рациональнее, кажется, было бы загружаться именно в Петропавловске-Камчатском. На что, кстати, нацеливают разработанные Аналитическим центром при Правительстве РФ концептуальные основы конкурентной модели Северного морского пути, где Петропавловску-Камчатскому отводится роль порта-хаба на трассе СМП, а, значит – точки  загрузки и перегрузки контейнеров, следующих к получателю через Арктику.

При таких составляющих тестового рейса трудно предугадать какие результаты даст транспортировка камчатских морепродуктов на борту «Venta Maersk». Расширение транспортного плеча почти на 4 с половиной тысячи километров и дополнительные стивидорские операции повышают стоимость продукции, увеличивают время доставки контейнеров до потребителя, чем сводят на нет основное преимущество трансполярных перевозок перед южным путем. Севморпуть позволяет ускорять доставку почти на 10 дней.

В уже упомянутом сообщении говориться, что «время следования контейнеров по СМП до порта назначения составит 35 дней. Хотя известны случаи, когда именно в это время года не самые быстроходные суда успевали за 12 дней пройти от берегов Кольского полуострова до Петропавловска-Камчатского. Переход осуществлялся без ледовой проводки. 

Прибытие «Venta Maersk» ожидается в конце сентября на контейнерный терминал АО «Петролеспорт».  Но приблизительно такое же время, даже на сутки меньше требуется для доставки груза через Суэцкий канал. А прибавьте к уже упомянутым 35 дням время транспортировки морепродуктов с Камчатки во Владивосток, ожидание погрузки… Какой срок доставки в итоге получится? И во что обойдется хранение в течение 40 – 50 дней морепродуктов в рефконтейнерах?

Организаторы рейса «Venta Maersk» подчеркивают его тестовый характер. «По итогам прохождения СМП эксперты Maersk вынесут решение об использовании этого маршрута как альтернативы Суэцу», – говорится в сообщении.  Вердикта о гонке с замедленным стартом осталось ждать недолго. Не хочется верить, что тестовый рейс специально и проводится в таких условиях, чтобы доказать нерентабельность перевозок по Северному морскому пути.

Представители Maersk уже почти сделали вывод о нерентабельности эксплуатации СМП. Неназванный представитель компании отметил: «Мы сейчас не рассматриваем Северный морской путь в качестве коммерческой альтернативы нашей существующей сети, которая определяется спросом наших клиентов, характером торговли и населенными пунктами. Мы учитываем, что Северный маршрут возможен только три месяца в году».

В Maersk или лукавят, или действительно не знают, что уже есть опыт круглогодичной эксплуатации СМП в рамках челночных перевозок с перегрузом с судов ледового класса на обыкновенные в портах-хабах на западе – в Мурманске, и на востоке – в Петропавловске-Камчатском. Такой схемой намерено воспользоваться для круглогодичной транспортировки в Европу и Азию сжиженного природного газа ПАО «НОВАТЭК», готовое в ближайшее время приступить к строительству морского перегрузочного комплекса в бухте Бечевинской, на восточном берегу Камчатки, а затем и в районе Мурманска.  

На тестовый рейс «Venta Maersk» обратила внимание и влиятельная американская газета The Washington Post, посвятив этому событию специальную статью. Вначале, кажется, что автор публикации старается оставаться объективным. Он отмечает, что «благодаря глобальному потеплению Северный морской путь, который проходит преимущественно вдоль берегов России, может стать «новым Суэцким каналом», по которому будет выгодней переправлять грузы из Азии в Европу». Газета в отличие от экспертов Maersk расширяет календарь навигации по СМП на целый месяц «с июля по октябрь», и сроки доставки грузов из Азии в Европу снижает до 23 дней. «Еще одним преимуществом Севморпути, – пишет The Washington Post, – является    отсутствие пиратов, которые досаждают морякам в районе Африканского Рога, в горловине Красного моря. Также еще одним плюсом является «отсутствие очередей», как в Суэцком канале».

Но тут же отмечаются и недостатки: «Первым является незаселенность территории и крайне слабое развитие инфраструктуры, что в случае аварии может иметь катастрофические последствия для судов. Второй недостаток — зависимость от властей России, так как Севморпуть главным образом пролегает в ее особой экономической зоне». Автора, похоже, беспокоит именно последнее обстоятельство – то, что СМП является собственностью РФ, что он создан и существует благодаря титаническому труду, вложенному в его создание, развитие и эксплуатацию советскими и российскими учеными, инженерами, полярниками, моряками, летчиками, сотрудниками береговых служб… За океаном неплохо осведомлены и о том, что, несмотря на относительную незаселенность территории, примыкающей к Севморпути, на самой трассе создана надежная система обеспечения безопасности судоходства, включающую в себя морскую, воздушную и наземную составляющие. Хорошо известно и о том, что из этого района Мирового океана, по крайней мере, за последние 10 лет не поступало сообщений о затонувших судах и предпосылках к морским происшествиям.

Не удержался американский журналист и от откровенной утки, сообщив, что через Суэцкий канал в минувшем году грузов перевезено в 5 тысяч раз больше, чем по СМП. «По его сведениям», соотношение составляет 1,041 миллиарда тонн к 194 тысячам тонн. Никто не собирается оспаривать факт значительного доминирования Суэцкого канала в грузоперевозках над Севморпутем. По крайней мере, на сегодняшний день, но далеко не в таких пропорциях, как утверждает американская газета. В прошлом году по СМП перевезено около 11 миллионов тонн грузов, в текущем – объёмы по самым осторожным прогнозам могут превысить 14 миллионов тонн. Владимир Путин поставил задачу сделать Северный морской путь «по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией» с объёмом перевозок к 2025 году в 80 миллионов тонн. России эта задача по силам.

На пленарном заседании ВЭФ-2018 Владимир Путин пригласил партнеров из-за границы использовать для перевозок Северный морской путь. Я думаю, что главу нашего государства услышат.

На Северный морской путь, на Камчатку как на её восточные ворота все большее внимание обращают крупнейшие мировые грузоперевозчики и судоходные компании. Не в связи ли с этим появляются во влиятельных СМИ публикации, касающиеся СМП, и проводятся акции, имеющие признаки провокаций? Неприятно, что в них сознательно, а скорее всего, не понимая последствий, принимают участие некоторые российские компании.

Николай ПЕГИН, генеральный директор Корпорации развития Камчатки.

Источник: kam24.ru